Анатомия бильярдного кия
1. Наклейка.
Изготавливается из специально обработанной кожи бизона, буйвола, лося. Приклеивается к наконечнику кия и затем подгоняется под его диаметр. Поверхность наклейки закругленная, "взъерошенная". Это делается для того, чтобы мел хорошо приставал к наклейке. Мел необходим для создания трения, которое является необходимым условием для контроля удара, в случае, когда удар наносится не в центр битка. Другими словами с помощью мела вы сможете контролировать вращение битка как до так и после соударения битка и прицельного шара. От качества и формы наклейки во многом зависит ваша игра.
2. Наконечник.
Наконечник защищает шафт кия от расщепления и снижает вибрацию от удара. Как правило, наконечник имеет внутреннюю резьбу, но помимо этого приклеивается к шафту и затем подгоняется под диаметр. Существует два основных вида наконечника. Назовем их условно "колпачок" и "сквозной" наконечник. "Колпачок", как следует из названия, полностью закрывает тонкий конец шафта, в то время как "сквозной" полый внутри и наклейка непосредственно касается шафта. Наконечник из слоновой кости чаще всего используют на дорогих, профессиональных киях. Наконечник из фенолоальдегидных полимеров и пластмасс более распространен на недорогих бильярдных киях.
3. Шафт.
Для шафта предпочтительным материалом является клен с произрастанием в холодном климате, поскольку он обладает достаточной прочностью и упругостью и имеет светлые тона.
Для шафта отбираются специально высушенная древесина определенного возраста, чтобы подчеркнуть плотность и ровность текстуры годовых колец. Такая древесина подвергается многочисленной обработке перед тем, как станет шафтом.
Длина кия бывает различной, от 1350 мм. до 1600 мм. Диаметр шафта обычно составляет 13 мм. и измеряется по наконечнику древка. Однако в зависимости от конкретного человека и игры может варьировать. Диаметр шафта не изменяется на участке 18-42 см. от наконечника, а затем конусообразно увеличивается до диаметра стыка. Шафты отличаются по гибкости в зависимости от длинны и формы вышеупомянутого конуса. Короткий конус имеет меньшую гибкость и с его помощь производиться более жесткий удар и наоборот, длинный конус обладает большей гибкостью и удар получается мягче. Шафт влияет на вес, баланс, игровые ощущения и характеристики бильярдного кия.
4. Стык.
Стык предназначен для соединения частей разборного кия и может быть изготовлен как из дерева и пластмасс, так и с применением различных металлов; латунь, бронза, сталь, титан, сплавы алюминия. Стык должен обеспечивать плотное соединение и точность центровки кия. От стыка зависит непосредственно удар, поскольку он передает силу удара от турника к шафту и, в конце концов, битку.
5. Нарезной винт.
Нарезной винт приклеивается к предплечью турника и служит для более надежного соединения. Винты могут различаться по длине, толщине, шагу и глубине резьбы. Широкие винты могут вкручиваться непосредственно в шафт, который имеет внутреннюю резьбу прямо по дереву. При использовании более тонких винтов требуются специальные крепления. Принципиально винт нужен для правильного крепления шафта и турника по принципу "дерево к дереву", что позволяет выполнить более мягкий удар. Специальное крепление же, как правило, имеет выступающую соединительную концентрическую гайку с винтом, утопленным во втулке, что придает удару жесткость.
6. Втулка.
Нарезная втулка может изготавливаться из стали, слоновой кости, формованных фенолоальдегидных полимеров и пластмасс. Втулка приклеивается к предплечью и закрепляет нарезной винт, стабилизируя при этом шафт.
7. Кольца.
Ниже втулки, на конце стыка шафта как правило крепятся кольца. Они укрепляют стык и очень часто украшаются инкрустацией. Кольца также часто располагают выше и ниже обмотки, а также в основании рукава.
8. Предплечье.
Предплечье расположено между стыком и обмоткой. Предплечье может крепиться к обмотке различными способами, включая нарезной болт, который также может служить балансировочным грузом. Предплечье обычно изготавливают из тщательно отобранных и высушенных твердых пород дерева для придания прочности. Предплечье очень часто украшают инкрустацией, а поверхность покрывают стойкой глянцевой полировкой чтобы сохранить дерево от растрескивания и деформации.
9. Клинья.
Клинья являются наиболее распространенным украшением. Однако помимо декоративной функции клинья укрепляют предплечье, уменьшают износ и улучшают баланс бильярдного кия.
10. Инкрустация.
Бильярдный кий чаще всего инкрустируют редкими породами дерева, драгоценными и полудрагоценными металлами, слоновой костью, самоцветами, перламутром. При этом очень важно, чтобы инкрустация не нарушала структурную целостность кия, баланс и не вредила игровым качествам кия. Однако, поскольку материалы для инкрустации существенно отличаются по весу и плотности, соблюсти эти требования зачастую очень не просто. При помощи вращающейся концевой фрезы на древесине делается основа резьбы и своеобразные "карманы" для инкрустации. Затем кий обрабатывается вручную, доводятся формы "карманов" и рельеф резьбы. Фрагменты инкрустации подгоняются по высоте и форме к форме и глубине "кармана". Эта трудоемкая и очень точная работа требует терпения, хорошего глазомера и твердой руки. Конечный результат работы хорошего мастера это произведение искусства. Часто данная работа может доводиться до требуемой точности при помощи станков с ЦПУ. Совмещение мастерства и технологий позволяет максимально приблизиться к соблюдения игровых требований и красоты бильярдного кия.
11. Обмотка
Обмотка - часть бильярдного кия, предназначенная для хвата игрока и, соответственно, и имеющая специальное поверхностное покрытие - обмотку. Обмотку на качественных киях как правило изготавливают из кожи или пробки. Выбор материала обмотки обусловлен ее предназначением - обеспечение надежного хвата и поглощение влаги от руки. Обмотка также дополняет основную цветовую гамму кия.
12. Рукоятка.
Рукоятка это часть кия ниже обмотки. Она присоединяется к предплечью и чаще всего изготавливается из прямо волокнистого клена соответствующего веса и плотности. В некоторых случаях рукоять делают меньшего диаметра и покрывают полым рукавом (или несколькими рукавами в виде колец), изготовленным из экзотических пород дерева, роговицы или слоновой кости. Часто рукоять также используют для балансировки регулировки веса кия, уменьшая или увеличивая размер внутренней полости. Вне зависимости от того изготавливается ли рукоять из цельного дерева или из полого дерева, поверхность ее покрывается высокопрочным лаком. Даже при ремонте бывшего в употреблении кия рукоятка покрывается лаком перед обмоткой.
13. Рукав.
Рукав представляет собой пустотелый цилиндр изготовленный, как правило, из экзотичных пород дерева, который ложится на деревянное основание предплечья и несет на себе клинья. Некоторые мастера изготавливают рукав цельным для правильной балансировки кия. Отделка рукава всегда подчеркивает отделку предплечья. Зачастую узор рукава представляет собою зеркальное отображение уменьшенного узора предплечья. Рукав по всей длине обрабатывается высокопрочным лаком.
14. Чашка.
Чашка укрепляет основание кия, предохраняет нижний конец кия от расщепления и механических повреждений и, также, вмещает бампер. Чашка может изготавливаться из различных материалов (выбор зависит от общего стиля оформления кия), которые соответствуют предназначению чашки - защита дерева и инкрустации, которая зачастую располагается на рукаве. Чашки могут различаться по диаметру и цвету и могут отсутствовать на некоторых киях.
15. Бампер.
Бампер чаще всего изготавливают из резины или других упругих материалов. Бампер предохраняет чашку кия от ударов и загрязнения при контакте нижней части кия с полкой или полом.
16. Лаковое покрытие.
У мастеров по производству киев покрытию кия лаком уделяется немалое внимание. Качественное покрытие не только подчеркивает красоту отделки кия, но и предохраняет кий от неблагоприятного внешнего воздействия. Хорошее покрытие придает кию глянец и повышает его ценность.
Партнёр статьи:
Если Вы не любите идеть дома, а любите активные виды отдыха, тогда Вам просто необходимо приобрести туристические футболки, которые станут любимой и незаменимой одеждой в любом путешествии.