курортный пос. Витязево,
г-курорт Анапа

Куда ты катишься, шарик?

Освободившись от исторического корсета, Россия дружелюбно улыбнулась бильярдному искусству, поселившемуся на планете более 500 лет назад. «Ушлый российский доктор» поставил окончательный диагноз и выбрал свой — спортивный способ оздоровления общества, то есть ликвидацию бильярдной безграмотности населения, сделав ставку на молодость. Эта чудесная идея мгновенно утонула в бильярдном невежестве бесчисленных коммерческих клубов, прихватив на дно знания, опыт, мудрость, накопленные в скитаниях по царственным джунглям предшествующего исторического пространства. Клубов оказалось больше, чем посвященных в искусство несовершенной русской бильярдной игры, а инвентарь, заполнивший их, годится разве что для декораций дешевого боевика.

Ты помнишь, как все начиналось? все было впервые и вновь

Бильярд в России, сорвавшись с цепи, бросился нагонять «упущенное», срочно выдавая на гора свежеиспеченных чемпионов всего и вся, зеленоватая свежесть и задор которых больше напоминают велосипед без тормозов, чем здравомыслие зрелости. Спорт — это чудесно, кто же возражает? Да и спортивную нишу надо занимать в любом случае. Но культуру пития надо прививать и выращивать, как виноградник — с любовью и долго, а не отдавать свое дитя в чужие, алчные, коммерческие руки, для которых что вино, что денатурат — лишь бы платили. Можно открыть сеть шахматных клубов, дать им сочные названия типа «Дух Ласкера», а играть там в «Чапая», думая, что ты шахматист. Но маловероятно, что шахматные организации не возразят и поддержат это новое прогрессивное движение. Не все можно мерить по спортивной шкале. Ведь бильярд, как губка, вобрал в себя все накопленные за столетия человеческие факторы — это развлечение, игра, противостояние, диалог, философия, а выяснять спортивными мерками, чья философия круче, как-то диковато.

Как дружно рубили канаты, как вдаль уходила земля...

Нагромождения пирамид, правил, меняющихся чаще времен года, увеличение размера луз, ставших практически пуловскими, стали неуклюжими попытками придать классической борьбе динамику и зрелищность профессионального бокса. Великодержавные амбиции, не позволяющие взять лучшее из мирового бильярда, — все это надгробными плитами ложится на оздоровление бильярда в России и свидетельствует не в пользу понимания сущности бильярдной игры. Снукер выходного дня, предлагаемый телеканалом «7ТВ», становится деликатесом, подтверждая превосходство европейского профессионализма над отечественной доморощенностью и демонстрируя аристократизм духа, сознания, стиля и манеры игры любого участника вне зависимости от его происхождения. Отточенная техника, ювелирное исполнение, ни одного лишнего движения и абсолютное понимание того, что делаешь. Призовые фонды — до £2 млн, ей богу, есть за что платить! Тысячу раз прав Владимир Левитин, заметивший, что снукер готов смотреть часами, а вот русский бильярд сегодняшнего дня… увы, нет. Что, мы в России из другого теста? Почему, глядя на играющих в русский бильярд, у нас язык не повернется назвать их аристократами игры и духа? Бильярд для соперников — война, а для зрителей — шоу, и заниматься постановкой такого шоу должны настоящие профессионалы от бильярда, культуры, бизнеса. «Каков поп, таков и приход», — говаривали в народе лет 100 назад. Да и Карл Маркс не зря отметил, что бытие определяет сознание.
И никуда не деться от инвентаря для игры в русский бильярд, цинично диктующего сегодня сценарий пьяной свадебной драки в аккуратных официальных костюмчиках. Может ли быть школа у такого бильярда?

Не умение забивать гвозди определяет в человеке плотника. Плотницкое дело требует опыта и знаний, которые с чьей-то умной руки были начисто отвергнуты и заменены применительно к бильярду так называемым агрессивным молодежным стилем. Уж коли мы говорим «Его Величество Бильярд», то и вести себя в Его присутствии следует подобающим образом. И удостаиваться Его аудиенции должен далеко не каждый лихо попадающий в лузу, да еще и в свете телевизионных софитов. Забей его! Убей его! Ревом толпы, акустикой Колизеев звучит комментарий некоторых эмоциональных функционеров, так ревностно пропагандирующих современный русский бильярдный стиль.

И волны нам пели, и каждый пятый, как правило, был у руля!

В одном из московских бильярдных клубов молодой человек лет 18 с кием в руках, числящийся в местных фаворитах, вдохновенно убеждал меня, что Сибирская пирамида вообще к игре никакого отношения не имеет. Про Классическую пирамиду он что-то слышал, но в любом случае — это не игра, а вот Американка — это действительно игра. Он далеко не первый, кто рвет на груди анархистскую тельняшку, повторяя однажды услышанные от «взрослых» сомнительные, невежественные и безнравственные попытки оправдать свою деятельность в области регламента игры. Введение неоправданных правил, попытки увеличить размеры луз и придать русской игре динамику американского пула в целях повышения зрелищности и т.п. Что его ждет с таким предложенным ему пониманием? Долбежка в свободную от здравого смысла пирамиду лет десять или, если он чуть поумнеет, шесть—восемь. В лучшем случае он будет восполнять недополученные сегодня любовь и знания радостью от падающих в лузы шариков, оставаясь практически на детсадовском уровне понимания игры.

Гораздо трудней не свихнуться от скуки и выдержать полный штиль

Вопрос: кто возьмет на себя ответственность за столь «тонкое» понимание и «трезвый» взгляд на бильярд в России сегодня? Кто поможет ему, кто расширит его бильярдный кругозор, предложит объемное понимание и отношение к Его Величеству Бильярду? Телевидение — главный и страшный поставщик информации, формирующий неокрепшие умы. В информационных программах текст готовят профессионалы, а вот комментарий к спортивным и псевдоспортивным мероприятиям не готовит никто: и понесло его, милого, похлеще Остапа, и лепит он «горбатого» на собственном русском языке, далеко не всегда успевая понять, что только что сам произнес. И не дай бог спросить его, что имелось в виду, — еще долго будет подводить под фразу базу, не задумываясь о тысячах несчастных, вынужденных извлекать осколки пользы из вороха словесного мусора. Нет смысла разбирать реверансы в адрес русского бильярда и отдельных участников турниров, набившие оскомину. Можно подумать, что вся аудитория грешит идиотизмом и не понимает, что спортсмен-то он «гениальный», но некая муха, не вовремя пролетевшая, не позволила спортсмену сконцентрироваться, и поэтому… И эта вошедшая в кровь великодержавность, спекулирующая на слове «русский», вместо того, чтобы решать проблемы бильярда в России, заболевшего 150 лет назад. У нашей страны, в лице наших людей, фантастический потенциал. Полюбите их, и зрелищность сама войдет в спортивные залы мастерством личностей, замешанным на нашей истории, национальных традициях, а не рюшечками огромных луз, гирляндами усложненных правил и воздушными шарами иллюзий приобщения всего населения к отряду шаропоклонников. Кто остановит, изменит этот странный регламент? Кто станет спорить с тем, что телевизионный репортаж, трансляция и т.д. — это прежде всего социальная, личная ответственность перед миллионной аудиторией. Мне думается, что нравственность может принести более весомые, чем деньги, дивиденды, истинная стоимость которых измеряется не нами и совершенно по другой шкале.

Отдавая должное подвижничеству частных лиц, благодаря инициативе которых бильярд стал неотъемлемой частью культурно-исторического процесса в нашей стране, поднявшись до телевизионного уровня, понимая ограниченные возможности спортивных организаций, хочется быть полезным русскому бильярду и разбавить елейную сладость безоблачной благодати, разливающуюся в СМИ, предложив свое видение его современных проблем и способы их решения. Бессмысленное повторение нелепых штампов, «фальшивок», запущенных в оборот, множится, оседает в сознании нового поколения бильярдистов, не спешащих и не умеющих разобраться в сути вопроса, принимающих как данность накопившийся абсурд, и фактически уже девальвировало русский бильярд.

Как строили лодки, и лодки звались: «вера», «надежда», «любовь»

Давайте разберемся, что, собственно, формирует тот или иной вид бильярда. Конечно же, инвентарь. Бильярдный инвентарь Европы и Америки формировался как плод в утробе матери, вынашиваемый столетиями и воспитываемый традициями и любовью. Ничего удивительного в том, что в результате в здоровом теле — здоровый дух. Конечно, я говорю о лузном бильярде и, прежде всего, о снукере, из которого произошел так называемый русский бильярд и современный американский пул. Цепочка на самом деле довольно простая. Период «до снукера» я пока не трогаю, а весь следующий называю для себя и для удобства этапом современного бильярда. Следует признать, что «допирамидный» период в России — это вариации на тему английского кенона, а точнее, старого английского бильярда, отразившие в названиях игр и правил характерные признаки сословной принадлежности. Менялись штрихи и нюансы правил, выхолащивая и нагромождая игру: чухонка, морская, тамбовская, офицерская, французская, русская, польская, Каролина, цыганская и итальянская и т.д. Но самое главное — это размер шаров, не превышающий 2—2,5 дюйма. Ведь все эти игры пришли из Англии, вбирая в себя ментальность своего происхождения. Соотношение размеров шара и лузы несло самую главную стратегическую смысловую компоненту, определяющую идею лузного бильярда. Но, едва успев добрести до России, английский лузный бильярд, формировавшийся на графских просторах Уэльса и Сассекса, начал подвергаться традиционной русской народной забаве — улучшению. Страшная сила в лице новых русских купцов требовала у маркеров больших по размеру шаров — душа-то горит и на волю просится. Так хочется ей, горемыке, да с разудалого плечика, а шарик-то, собака, махонький, поди попади в него после нескольких стопок слезы Христовой, в орех этот грецкий, 2 дюйма всего-то. Вот и старались половые за долю малую, на квасок да на хлебушек заработать. А лузы на столах прежними оставались, оно и понятно — шары-то найти можно, а лузы переделывать никто не будет. Так вот и потек, поехал помаленьку бильярд в России своим, одному ему известным русским путем. Менялся инвентарь, правила, предпочтения, а шарики чем больше, тем лузы меньше, даже Леман стал жаловаться. Но и ему невдомек было, что чем шарик больше, тем луза меньше, а чем луза меньше, тем стратегия бесполезнее — что толку, что слон, если ты в посудной лавке. Но Леману такая «непонятка» простительна — он офицер был, а мы же с вами, чай, не генералы какие, понимаем, что к чему. Дальше — больше, в том смысле, что меньше и меньше. Шары для пирамиды увеличили, чтобы сравнять их с шарами для пятишаровых партий, а сами пятишаровые партии ушли в Финляндию (сложноваты для россиян оказались, при узких-то лузах). Вот и остались с носом — с большими шарами. Опять и опять — сами себя перехитрили.

Что поделаешь — национальные традиции. Литераторы, ученые, композиторы всякие по старой-то памяти все в «пирамидки» резались, все надеялись, что старые времена вернутся. До 1937—1939 гг. надеялись, а в 1941 г. другая беда — война началась — не до бильярда стало. Ну, а как после войны отстроились, да новой жизнью зажили, тогда опять за кии взялись — попроще народ, который все в Американку норовил. Характер этой игры уж больно понятный — «украл, выпил — в тюрьму. Украл, выпил — в тюрьму…». А пирамидки потихонечку извели — дворян да интеллигентов всяких не осталось и в помине. А к 1960-1970-м годам все к Сибирской потянулись. Это смесь такая, хитрая, гремучая — из пирамиды и Американки. Как Хаос ни крути — он Хаосом и останется, и никакие два борта его не спасут, пока к идее его не привяжешь, к системе то есть. А системой для Хаоса только последовательность может быть

Куда ты катишься, шарик? Часть вторая
Я его слепила из того, что было…

Что сегодня представляет собой стол для бильярдной игры в России? Итальянская плита китайского качества с английским вырезом для игры в снукер. Карамбольная резина (поставленная под произвольным, ни к чему не привязанным углом), предназначенная для игры меньшими (61,5 мм) шарами и для решения совершенно других задач, в рамках идеи и требований нелузной игры. Пуловское сукно, далеко не самого лучшего качества, и, опять же, предназначенное для меньшего размера шаров, давление которых на игровое поле несопоставимо с давлением «русского» шара (140—285 г). И это притом, что 12-футовую поляну гораздо сложнее выровнять для комфортной игры, чем 9-футовую, а квалификация «мастеров», перетягивающих 2, а то и 3 стола за день, говорит сама за себя.

А потом что было, то и полюбила

Что такое русская луза? Самая деликатная часть стола, формировать которую должны ювелиры, а не костоправы. Сегодня в России, со всем ее спортивно-агрессивным бильярдным пафосом, едва ли где можно встретить столы с одинаковыми угловыми лузами, а уж о 10 или тем более 100 одинаковых столах можно только мечтать. В этот список не входят столы, сделанные Александром Манюгиным и Алексеем Кузнецовым. Не снимая ответственности с производителей столов, позиционирующих себя как высококлассных мастеров, которые всегда должны делать хорошо (если они уважают себя), хочу подчеркнуть, что качество столов напрямую связано с качеством игры. Ведь не от потребностей Ее Величества Игры, а в угоду никому не нужной якобы зрелищности изготавливают столы сегодня.

Не предназначены сегодняшние русские бильярдные столы для игры в ювелирный высококлассный бильярд — нет его, и столов для него нет. Присмотритесь к русскому столу: ведь это невероятно капризная женщина неопределенного возраста, с очень тяжелым характером, в рамках уготованной ей участи. Каждые полмиллиметра имеют значение, как нюансы интонаций при деликатном общении. В ваших силах, господа производители, сделать ее вечно молодой, здоровой и жизнерадостной: достаточно выполнять технологию и наказывать нерадивость. И если у вас заявлена прямая линия, то пусть она будет действительно прямой, а если заявлен радиус, то пусть он будет любым (со временем поправим), но везде одинаковым. Но когда видишь, как два умельца натягивают сукно двумя пальчиками, да за час успевают 3 борта перетянуть, понимаешь: задачи у этой фирмы — далекие от понимания того, что такое Его Величество Бильярд. Производитель в России пока еще не научился любить и уважать свой труд, а также любить и уважать того, кто платит ему деньги. Поэтому производители у нас есть, а марки качества, аналогичной бренду «Мерседес» или «Роллс-ройс» — нет. Ювелирная игра в России сегодня — лишние проблемы для всех.

И согласитесь, какая прелесть, Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь!

Шары для игры в русский бильярд, пожалуй, самое слабое звено цепи, тянущей на дно бильярд в нашей стране. Шар для игры в любую разновидность бильярда не может быть произвольного размера и веса. Из курса физики известно, что чем больше диаметр шара, тем сложнее придать ему прямолинейное поступательное движение по плоскости. Чем больше масса шара, тем бóльшую силу надо приложить для решения любых задач, связанных с продвижением шара по плоскости. Поэтому при игре на бильярде пользуются не отвлеченным инструментом-кием, а кием, соответствующим условиям задачи, в рамках которой он работает, а именно: размеру и массе шара. Если справедливо утверждение, что истина познается в сравнении, то давайте сравним внешние характеристики других видов мирового бильярда в рамках соотношения «шар — кий», и тогда очень многое станет понятным.

И перед кем же мне извиняться? Мне уступают, я не в силах отказаться

В снукере размер шара 52 мм, вес — 140 г, вес кия — 500 г. Таким образом, соотношение масс составляет 1/3. В карамболе соответственно 61,5 мм, 200 и 600 г, соотношение — 1/3. В фишках соотношение масс такое же, как в карамболе, — 1/3. В пуле — 57 мм, 170 и 550—600 г, соотношение — 1/3. В русском бильярде размер шара 68 мм, а вес — 285 г, кий весит 650—750 г. Недостаточность массы кия очевидна, и как результат — некачественный удар.

А ведь еще не была затронута тема геометрии и физика инструмента-кия вообще и для русского бильярда в частности. В этой теме понимание соотношения и смысла толщин в различных местах кия в ювелирных дисциплинах цивилизованного мирового бильярда в переложении для русской игры раскрывает тщетность традиционных попыток выйти из положения, а не получить инструмент, позволяющий выполнять любые фантазии мастера игры. Согласитесь, ведь и карандашиком можно по шарику тыкать… И смычком для скрипки можно из контрабаса звук извлекать, только вот звук будет, а музыки — нет. Ни область луз, ни шара груз вас не спасут, коль шар — арбуз.

Соотношение диаметров наклейки и турника в киях для пула 13 мм — 30—32 мм, для русских киев — такое же. Как это возможно, если вес шаров для пула и русского бильярда разнится практически в 2 раза, а диаметры — на 20%? Может, надо разъяснить мировому бильярдному сообществу, что оно заблуждается? Ведь не можем мы в России играть в бильярд, пусть даже русский, киями с диаметром наклейки от 15—16 мм и турником не менее 36 мм в самой толстой его части, как того требует размер и масса так называемого русского шара. Уж очень неудобно, тем более что в идее размера «русского» шара лежит всего лишь «интеллектуальный» произвол, замешанный на великодержавных амбициях, а не на уважении законов физики, традиционной английской ментальности.

Белеет мой парус, такой одинокий, на фоне стальных кораблей

Не открою секрета, если скажу, что в русском бильярде играют своего шара по лузе, а это еще море вопросов, ответы на которые лежат за пределами здравого смысла. Например: для игры чужого шара по лузе предпочтительнее передняя балансировка кия (не менее 430—450 мм от конца турника), для игры своего, в целях увеличения давления на винт — задняя (не далее 390—400 мм). Подчеркну — счет идет на миллиметры! Игра своего шара по лузе, по моему мнению, вообще отдельная беда. Достаточно заглянуть в историю бильярдных игр, чтобы понять происхождение этого вида результативного действа. Оно имеет свою историю и смысловую нагрузку, став закономерным результатом деградации бильярда на известном историческом отрезке в отдельно взятой стране. В России, кстати, игре своего шара по лузе не более 70 лет (интересующиеся могут прочитать об этом в книге М. Васильева «Бильярд», 1930 г.). В ней автор пишет про Американку как игру, в которой все шары являются битками, штраф за попадание своего шара в лузу взимается. То есть в 1930 г. «свояков» еще не играли. Прошло 75 лет. Сегодня другие «радости». Только вот радость есть, а ценностей нет.

Я не разбойник и не апостол. И для меня, конечно, тоже все не просто. И очень может быть, что от забот своих я поседею раньше остальных
Подведем промежуточный итог. Дизайн столов — отменный, названия — одно интереснее другого, интерьеры — загляденье, форма опережает содержание, как самолет звук, но почему-то опять никто никуда не летит. Стол для игры в русский бильярд — винегрет; шар — «интеллектуальный» произвол, кий — смычок для скрипки, которым играют на контрабасе. Шар-кий — тема для японского компьютера XXV в. Игра как результат такого инвентаря сводится к одному: забил — не забил. Обратите внимание, что я ничего не придумал, а всего лишь заглянул за ширму-штамп «Русский бильярд сегодня», потому что я знаю: застал, каким он был вчера, интересовался, каким он был позавчера и поэтому не хочу, чтобы он закончился завтра. Все, что придумано человечеством, имеет закономерные исторические предпосылки и увязано с идеей развития и человеческими возможностями.

Мастерство никогда не должно зависеть от лузы. Шар не бывает русским, а только круглым. Резина не бывает русской, она обязана соответствовать задаче конкретной игры. Бильярд — это прежде всего физика и геометрия, а потом уже все остальное. Россия имеет право на свой здоровый, но смысловой бильярд!

Разбор грехов моих оставьте до поры, Вы оцените красоту игры!

Сегодня бильярд в России настолько динамичен, что просто может долго не протянуть, ведь если «биток» уже начали брать в руки не менее 4 раз за партию при игре до 8 шаров, то… упразднение киев не за горами. Не сущность бильярда в России надо менять, а себя самих. Не наряжать его в псевдорусские одежды, а воспитывать истинно русское национальное великолепие игры, которым можно гордиться, применив его с умом.

Владимир Генералов

Вам будет интересно