курортный пос. Витязево,
г-курорт Анапа

Краткая история мирового бильярда

Игра - "вид непродуктивной деятельности, мотив которой не в получении результата, а в процессе..." - сухое энциклопедическое определение величайшего таинства, за которым века и люди, судьбы и состояния, реальность и мечты...

ПРАРОДИТЕЛЬ

Слово "бильярд", скорее всего, произошло от французского "billart" - клюшка или "bille" - мяч. Утверждают, что прародителем бильярда был так называемый полевой бильярд, завезенный во Францию с Востока во времена крестовых походов. В него играли по всей Европе. Правил этой игры мы не знаем. Знаем только, что проводилась она на небольшом поле, на одном конце которого находились воротца, на другом - вертикально поставленная кегля. Шары по полю толкали с помощью специальных клюшек...

В помещение бильярд перебрался в XV веке. Видно, игрокам больше не захотелось мокнуть под дождем или махать клюшками в темноте. Но, возможно, за стенами домов любители бильярда прятались от всевидящего ока церкви, которая не очень жаловала подобные развлечения. От старого бильярда осталось только зеленое игровое поле, напоминающее летнюю лужайку.

Самое раннее свидетельство существования бильярдного стола - инвентарная опись предметов, приобретенных королем Людовиком XI в 1470 году, Среди прочего здесь указаны - "бильярдные шары и бильярдный стол для удовольствия и развлечения". Особо отметим, что игровая поверхность королевского стола представляла собой каменную плиту, покрытую сукном. Вслед за Людовиком XI к игре на бильярде приобщился и весь французский двор. Эстафету с успехом принял Карл X. Его бильярдный стол равнялся по стоимости небольшой городской резиденции.
Самые ранние упоминания английского бильярда датируются 1588 г. Известно, что в это время бильярдными столами владели герцог Норфолкский и граф Лей-стер, а также Мария, королева Шотландии, которая потребовала установить стол для игры в бильярд в тюрьме, где она томилась. Она настолько любила игру, что даже попросила после казни завернуть ее тело в сукно с бильярдного стола.
Сначала никаких луз на бильярдном столе не было. Играли на безлузном столе прямоугольной формы с деревянными бортами. Играли прообразом сегодняшнего кия, имевшего вид клюшки, и двумя деревянными шарами. Кий появился и получил распространение лишь в середине XVII в.

Лишь к середине XVIII века во Франции установился стандарт на столы - 6 на 12, реже 7 на 14 футов. До этого столы были произвольных пропорций. Будучи предметами интерьера, бильярдные столы были невероятно красивы. Это были даже не столы, а настоящие оборонительные укрепления. Возможно, в ходе подобного фортификационного украшательства и появились лузы - они возвышались сторожевыми башнями над крепостными стенами бортов и выполняли функцию рва у крепостной стены.

«КОРОЛЬ И ПОРТ", РАЗНОЦВЕТНЫЙ ПУЛ И ПИРАМИДА

Возникновение луз привело к появлению новых правил бильярда. Наиболее популярной стала игра "Король и порт" для двух игроков на столе с 6 лузами. Лузы, называемые "хазард" - "опасность", были препятствием, которого надо было избегать. В одном конце стола стояли воротца', называемые "порт", на другом - кегля или фишка, называвшаяся "король". У каждого игрока был свой шар-биток, который толкали с помощью клюшки. Со временем рукоятку клюшки стали использовать как кий, особенно при игре от борта. Задача заключалась в том, чтобы первым попасть в "порт" в правильном направлении (если игрок попадал в "порт" в неверном направлении, он считался "развратником"). Затем нужно было постараться вернуться назад, чтобы коснуться шаром "короля", но ни в коем случае нельзя было сбить его. За каждую выполненную задачу начислялись очки. Выигрывал тот, кто первым набирал установленное количество очков - чаще всего пять.

При всей кажущейся простоте игры не следует забывать, что столы тогда не были достаточно ровными, а шары идеально круглыми... К тому же противнику можно было навязать штрафные очки. Проталкивание чужого шара в лузу или в "порт", удар чужим шаром по королю - все это приносило не меньшие результаты, чем корректное попадание в "порт" своим шаром.

Желающих играть всегда было больше, чем столов. И каждый новый игрок должен был принести свой биток - другого цвета. В партии могли участвовать до 12 человек. В такой игре ставки делали все игроки, а выигрыш забирал последний, победивший в битве. Такая коллективная ставка называлась "пулом", а сама игра получила название "живой пул". Где-то в середине XVIII в. разноцветные шары-битки были заменены на одноцветные. Их начали устанавливать на одной стороне стола в треугольник. Это сооружение получило название "пирамида". Хотя больше 12 человек обычно в игре не участвовало, предпочтение почему-то отдали пирамиде из 15 шаров. К началу нового века шары пронумеровали от 1 до 15, и кто первый набирал 61 очко, тот и одерживал победу.

ГАЛАНТНЫЙ КАРАМБОЛЬ И СЕРИЙНЫЙ КЕНОН

В XVIII столетии возникла бильярдная игра под стать галантному веку. Искусство любовно-дипломатического "владения" своим шаром. Для этой игры наличие луз было необязательным, более того - они препятствовали "возвышенно-утонченному" мастерству любовника-интригана, слоняющегося от одной пассии к другой. Возможно, были еще и другие причины возникновения карамболя, но нам они неизвестны, поэтому остановимся на нашей версии, поскольку она вряд ли хуже любой другой.

В основе карамболя лежит соприкосновение и, как обязательное следствие, виртуозное владение своим шаром. По сути, карамболь очень простенькая, незамысловатая игра, в которую обычно играют двое: на столе три шара, у каждого свой биток, все, что нужно, - попасть своим шаром по двум другим. Это последовательное соударение и называется "карамболем". Из практики известно - чем меньше шаров на столе, тем сложнее и профессиональнее игра. С тех пор бильярд и карамболь - синонимы, более того, теперь принято называть бильярдом исключительно карамболь. Для тех, кто понимает, это поэзия бильярда. Ожившая стратегия, музыка творчества, восторг интуиции, вдохновение исполнительского мастерства...

Заметим, что концепции серии в то время не существовало. Игроки наносили удары по очереди, выполняя строго по одному удару, независимо от результата. Серийность принес в бильярд кенон -игра, возникшая во второй половине XVIII в. и объединившая "выигрышную" и "проигрышную" стратегию с заимствованным из Франции карамболем. Кенон был не просто новой игрой. Это был знаковый момент в истории бильярда. Теперь, если удар был удачен, игрок получил право продолжать играть. Эта "мелочь" оживила стратегическое мышление, позволила противопоставить силовой, агрессивной манере игры взвешенное, продуманное построение событий на бильярдном поле.

КУСОЧЕК КОЖИ, РЕЗИНА И ГРАФИТ

Отметим еще несколько важных вех в истории бильярда. В 1827 г. француз Менго изобрел кожаную наклейку для кия. Раньше удар наносили затвердевшим гипсом, которым заполняли специальную лунку на конце кия. После изобретения Менго появилась возможность придавать битку любые вращения, изменять траекторию движения шара. Это была феерия! Маленький кусочек кожи, изменивший мир бильярда. К слову сказать, сам Менго так увлекся новым изобретением, что, находясь в тюрьме и услышав сообщение о своем освобождении, не пожелал прекратить игру на бильярде. Заметим, что к этому времени он просидел в заключении целых десять лет...

К середине XIX в. бильярд облачили в новые одежды: борт стола, ограждающий игровую площадку, обтянули резиной. Первым, кто получил патент на изготовление и использование вулканизированной резины в Америке, был англичанин Тюрстон. Он первым начал выпускать резиновые борта для бильярдных столов. К 1850 году в Америке вряд ли оставался хотя бы один игровой бильярдный стол с опостылевшими суконными или кожаными бортами, а также бортами, набитыми конским волосом.

Наконец, нашелся подходящий материал и для столешницы - графит. Графитовые плиты оказались наименее подвержены губительному влиянию окружающей среды и достаточно удобны в обработке. Несмотря на большие размеры и значительный вес, графитовые плиты прочно заняли свое место на несущих конструкциях бильярдных столов. Первым, кто начал использовать графитовые плиты, был все тот же Тюрстон. Опытным путем он выяснил, что наиболее подходящая толщина для плиты - 2 дюйма (5 см).

Фирма Тюрстон процветает в Англии и по сей день, являясь символом английского бильярдного качества. Тюрстон и этим все сказано. Как известно, у самого Наполеона Бонапарта в ссылке на острове Св. Елены был бильярдный стол от Тюрстона. Император любил играть без кия и имел обыкновение обыгрывать на бильярдном столе планы своих сражений.

Теперь все составляющие бильярдного оборудования, оказавшись достойными друг друга, зажили одной дружной мировой семьей. Не забудем художников, дизайнеров и резчиков по дереву, завершивших процесс превращения бильярдного стола в коллекционный предмет высокого искусства.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ ПО ИМЕНИ СНУКЕР

В XIX в. бильярд спустился из королевских покоев на улицы и площади городов. Не обошел он стороной и военных, став их любимым развлечением. Особенно в английских колониях. Однажды бравый полковник армии Ее Величества, Невил Чемберлен, играя на бильярде с сослуживцами и порядком поднабравшись джина, взял ненароком шары с пуловского стола и поставил их на стол, где играли в пирамиду. Господа офицеры поддержали случайную шутку, опробовали, понравилось... Игра получила название "снукер". (Снукер - длинный нос, кадеты в то время носили фуражку с длинным козырьком.) Так родилась классика. Так возникла школа игры в снукер, школа невероятной, но осознанной дисциплины, гибкого стратегического мышления... Школа бильярдного абсолюта. Но все это произошло не сразу. Снукер тяжело пробивал себе дорогу, совершенствуя правила, инвентарь, технику игры. Лишь со временем он был оценен по достоинству.

Первый чемпионат по снукеру был проведен в Англии в 1930 г. Туманный Альбион приобрел еще одно национальное достояние. Подключившееся телевидение вознесло на пьедестал новых чемпионов и новых - спонсоров, снявших жирные сливки с новой индустрии со странным названием "Длинный нос". К 1990 г. в Англии в снукер играл каждый девятый, а призовой фонд стремился к 2 000 000 фунтов стерлингов. Круглосуточный телевизионный канал освещал, рекламировал, объяснял, интервьюировал, еще бог знает что... Стив Девис, Джимми Байт, Роберт Тейлор, Марк Вильяме, Стивен Хендри... - эти имена не политиков, не артистов, но их знает весь цивилизованный мир.
Чемпионат мира по снукеру 2003 года, выигранный теперь уже двукратным чемпионом мира Марком Вильямсом, в очередной раз взорвался нечеловеческим по напряженности финалом, пробудив, хоть и ненадолго, любопытство дремавших в России бильярдистов.

РОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО БИЛЬЯРДА

В Новом Свете бильярд появился где-то в XVII в. вместе с переселенцами из разных стран Европы.
Всего в начинающей Америке насчитывалось двадцать пять разновидностей бильярдных игр. По мере возникновения американской нации рождался и американский бильярд.

Первый американский бильярдный стол был изготовлен мебельщиком Джоном Шо в конце XVIII века. Этот стол сохранился до наших дней. Его можно увидеть в музее "Винтер Тур" в Делавэре. Поначалу производители столов, выполняя пожелания заказчика, изготавливали столы любых пропорций, даже треугольные, и самых немыслимых размеров (например, 2 на 4 м).

Пионером в индустрии производства бильярдного инвентаря и оборудования был предприниматель по имени Абрахам Басфорд, обладатель огромного количества патентов. В 1832 году его брат открыл бильярдную в Нью-Йорке на 20 столов. (Первые публичные бильярдные появились в Америке в конце XVIII в. и размещались в тавернах.) Конкурирующие фирмы "Гриффите", "Брансвик", "Фелан и Колендер", правда, несколько опередили братьев. Они уже в 20-х гг. XIX в. открыли в Нью-Йорке три небольших бильярдных зала.

В какие игры играли? Их было много - в изобретательности американцам не откажешь.... Мы, пожалуй, вспомним главную, сохранившую память о европейских переселенцах, из которой вырос современный американский бильярд, получивший короткое и невнятное, но понятное на всех языках, название - "пул". Россиянам эта игра известна как "пирамида".

В Америке, как и раньше в Англии, играли пронумерованными от 1 до 15 шарами. Правила были на редкость просты: сыграл 9 - у тебя 9 очков, сыграл еще, например, 8 - имеешь 17. Кто первым набрал 61 или больше, тот победил. По таким правилам сначала на 12-футовых, а позже на 9-футовых столах свободолюбивая Америка играла лет 70, пока не поняла некую несправедливость правил. Одному для победы требовалось набрать 4-5 крупных шаров, другому, соответственно, все остальное, а это 10-11 шаров. В 1888г. правила упростили, приравняли стоимость каждого шара к 1 (одному) незатейливому очку. В результате начали считать не очки, а сыгранные шары.

Но в скором времени одной пирамиды для розыгрыша партии (куша, места) американцам оказалось мало. Поэтому положивший последний шар получал право продолжения, т. е. разбоя следующей пирамиды, и так, например, до 50 очков. Эту игру назвали - "прямой пул" или "длинный пул".
Последующие тридцать лет и три года продвинутые бильярдисты, исследуя возможности прежней и все-таки новой игры, пришли к выводу, что есть смысл не класть последний шар, а оставлять его на столе, как объектный, в стратегических целях для продолжения серии. Следующую пирамиду выставлять, как обычно, но без этого, специально оставленного шара. И продолжать игру. Финишную ленточку отодвинули на отметку в 100 или 150 шаров. Игра получила вполне логичное название "14+1" и настолько понравилась, что первый чемпионат провели на всеобщем энтузиазме, практически сразу после изобретения в 1912 г.

СТРЕМЛЕНИЕ К АБСОЛЮТУ

Однако карамболь не хотел уступать свои права. К тому же он имел одно неоспоримое преимущество - более удобный размер стола (9-10 футов по сравнению с двенадцатифутовым английским столом для лузного бильярда). И владельцы бильярдных залов стали отдавать ему явное предпочтение. Первый официальный чемпионат Америки по бильярду (карамболю) состоялся в 1859 г. Его выиграл Майкл Фелан - "отец" американского бильярда, получивший за первое место приз в 5000 долларов и 20 тысяч долларов на тотализаторе.

В конце XIX в. в Америке разразился настоящий карамбольный бум. Заиграли все! В Чикаго даже появился бильярдный зал на 88 (!) столов. Игра в карамболь, охватившая всю страну, со временем выдвинула на первый план наиболее талантливых. Но случилось так, что сей божественный дар отдалил их от основной когорты "играющих". И хотя с помощью великих бильярдистов возник отдельный, слегка обособленный вид карамболя - трехбортный - вершина бильярдной мысли и по сегодняшний день, катающее шары сообщество, пересмотрев приоритеты, стало склоняться к рядом стоящему лузному бильярду.

В 1856 г. производитель бильярдного оборудования, энтузиаст-изобретатель Майкл Фелан приступил к разработке новой концепции бильярдного стола. А внедренная им "бриллиантовая система" позволила понять геометрию движения шаров на бильярдном поле. "Бриллиантовая", она же "ромбовая" система - это система координат, нанесенная на борта в виде ромбовых отметок. Она позволяет определить не только местоположение своего шара, но и геометрию его движения.

Похоже, что фелановское понимание бильярда опередило время лет на сто пятьдесят - двести и как игры, и как инвентаря. Доказательством тому служит невероятная популярность "пула", принятого во всем мире. Не считаться с этим, а тем более высокомерно заявлять о несовершенстве отдельных пунктов правил, не зная истории мирового бильярда, по меньше мере неумно. Да, "пул" - колхозная игра! Такова его природа. Только колхоз этот не советский, а американский - почувствуйте разницу!

Такова краткая история западного бильярда, одного из самых странных развлечений, придуманных неугомонным человечеством...


Журнал "Ять" сентябрь 2003

Статья "Игра по правилам"

Автор Владимир Генералов
 

Вам будет интересно